владельцы дронов, авиамоделисты и даже любители воздушных змеев пытаются понять, как им жить дальше после 30 марта. в этот день вступил в силу федеральный закон об обязательной регистрации беспилотников тяжелее 250 граммов.


где и как должна осуществляться эта регистрация, не знают даже в минтрансе. впрочем, не исключено, что владельцы летучих игрушек могут не слишком волноваться — все их полеты, как выяснила «фонтанка», и раньше были, и остаются в массе своей незаконными. но штрафы можно пересчитать по пальцам одной руки. возможно, так и будет, если, конечно, у полицейских не появится строки в статистике – «сбитые летчики».

новый закон № 462-фз об использовании беспилотников был опубликован 30 декабря 2015 года и вступил в силу спустя 90 дней. фотографы и авиамоделисты оказались к нему не готовы — их обязали регистрировать свои аппараты и платить за это госпошлину. в качестве бонуса — при госрегистрации борт беспилотника украсят «специальные опознавательные знаки» (пока непонятно, какие именно, может быть, даже герб рф), а его владелец автоматически получит статус «внешнего пилота». у каждого работоспособного дрона появится собственный «экипаж» и в обязательном порядке «капитан». отдельной строкой в законе оговаривается, что если беспилотник терпит бедствие, его поиски и спасение — проблема владельца.

по новому закону регистрировать придется все, что летает и при этом весит больше 250 граммов. формально под это определение попадают не только любимые фотокорами дроны и продукция кружков авиамоделирования, но и детские радиоуправляемые игрушки и даже воздушные змеи. с точки зрения чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года (это основной источник международного воздушного права) змей, парящий на веревочке, — вполне себе воздушное судно тяжелее воздуха, без двигателя.

процедура регистрации, сумма госпошлины и наказание для нарушителей в законе не прописаны — их устанавливают постановлениями правительства рф. владельцы дронов в профессиональных сообществах пока только гадают, какую пошлину придется платить за свои аппараты. для сравнения: в настоящий момент госпошлина за регистрацию легкого гражданского воздушного судна составляет 2,5 тысячи рублей.

в феврале 2016 года в интернете появился проект постановления, подготовленный минтрансом. в нем говорится, что для регистрации «беспилотного воздушного средства» нужно собрать целую пачку бумаг, в том числе документ, подтверждающий покупку беспилотника, а если аппарат — самоделка, то документы, подтверждающие его изготовление, подписанные самим изготовителем. заниматься регистрацией беспилотников по этому проекту должно фсб. можно только догадываться, в какой восторг пришли в ведомстве, узнав, что к ним выстроится очередь страждущих с самопальными дронами, игрушечными вертолетиками и аппаратами типа «летающая фея». но постановление так и не вступило в силу.

сегодня в росавиации кивают на минтранс рф, а минтранс норовит переадресовать журналистов обратно в росавиацию. на запрос «фонтанки» из министерства пришел дежурный ответ: «минтранс россии готовит нормативно-правовые акты в развитие этого закона, который позволит создать условия для развития полетов беспилотной авиации». в пресс-службе минтранса на все уточняющие вопросы отвечают: «добавить нам нечего».

пока же в среде владельцев дронов распространяется рецепт, как защититься от возможных притязаний со стороны правоохранительных органов. «есть информация, что надо обратиться в росавиацию с просьбой зарегистрировать беспилотник, полученный отказ будет иметь юридическую силу в суде, если вас оштрафуют за неисполнение нового закона, – говорит петербургский фотограф александр петросян. – но сам я этого не делал — непонятно, куда именно направлять запрос».

фотограф игорь пушной использует дрон для съемок городских пейзажей несколько раз в неделю. «скорее всего, с вступлением нового закона в силу ничего не изменится, все как запускали свои летательные аппараты, так и будут запускать, – говорит игорь пушной. – у меня за все время использования беспилотника ни разу проблем с правоохранительными органами не было, однажды только на дворцовой площади сотрудник полиции поинтересовался, что это такое. да и то, скорее, из любопытства».

впрочем, если следовать букве закона, то все без исключения полеты дронов, коптеров и прочих летающих девайсов и раньше были и остаются де-юре незаконными — даже до вступления в силу многострадального № 462-фз.

«чтобы полет дрона был законным, надо получать разрешение на использование воздушного пространства и подавать план полета в зональный центр единой системы организации воздушного движения, – рассказал «фонтанке» директор по маркетингу компании «геоскан» андрей буторин. – процедура такова: за три дня до вылета в зональный центр подается соответствующее представление, накануне полета вы подтверждаете, что ваш аппарат поднимется в воздух, а после окончания полета по телефону сообщаете, вы окончили работу». в этом случае все другие участники воздушного движения будут знать, что в таком-то месте сегодня работает дрон. те, кто на каждый полет получают разрешение, узнают первыми, что процесс регистрации беспилотников начался. «пока механизмы регистрации беспилотников не разработаны, мы работаем, как работали, – говорит андрей буторин. – у нас несколько объектов — в крыму, в ленобласти, мы осуществляем, в частности, аэрофотосъемку по госзаказу. но как только зональный центр нам откажет и потребует сертификат на беспилотники, мы начнем юридическую процедуру регистрации. учет дронов — штука правильная. идею взяли в сша, где все беспилотники давно регистрируются и это занимает в режиме онлайн 15 мин. у нас же повернули так, что под нож может попасть целая отрасль промышленного использования дронов и детские кружки авиамоделирования».

прецедентов, когда кого-то штрафовали за запуск дрона, в россии по пальцам пересчитать. так, в июле 2014 года житель красноярска получил штраф в 3 тысячи рублей — он поднял свой мультикоптер в железнодорожном районе города на высоту 25 метров, и ему быстро объяснили, что в этой зоне пользоваться воздушным пространством можно только с разрешения органов управления воздушным движением. в 2015 году в воркуте также на 3 тысячи рублей был оштрафован оператор южнокорейского телеканала ebs. он также не подал заявку на использование воздушного пространства и запустил самодельный дрон в районе аэродрома. в 2015 году в сыктывкаре оштрафовали владельца пиццерии, который доставил заказчикам шесть коробок с пиццей на общую сумму 3270 рублей с помощью беспилотника. власти сочли, что для таких фокусов нужна лицензия на грузоперевозку по воздуху и план полета. штраф за нарушение составил 50 тысяч рублей.

венера галеева, "фонтанка.ру"